Роман-файл "Флёр"

Роман-файл "Флёр" номинирован на соискание литературных премий "НОС" (Новая словесность) 2009 г., "Русский Букер" и "Большая книга" 2010 г. Победитель Национальной литературной премии "Золотое перо Руси" 2014 г. "За высокое художественное мастерство" награждён "Серебряным пером Руси" в номинации "Проза" (10 октября 2014 г.). «За высоту творческих свершений» награждён орденом «Серебряного орла» Совета по общественным наградам Международного наградного союза ООН (28 мая 2011 г.). 


Кубик "Флёра". Алексей Филиппов. Рецензия на роман-файл "Флёр". Еженедельник "Литературная Россия". № 48 (2633). 29 ноября 2013 г.

«Тут, что называется, новая проза... Вещный мир и овеществление человека в нём. Утрата признаков человеческих, человек как носитель однозначной функции, где отсекаются все другие веточки роста... Человеку моего поколения, в котором жив ещё романтизм или память о нём, душновато становится в такой прозе, которая завалена одеждой, мебелью, приборами, продуктами питания и отходами... но также и мыслями в бесконечном количестве — ценными и не очень, банальными и гениальными тоже... Вдруг ярко блеснёт описание чего-нибудь или кого-нибудь, которое больше не помянется в повествовании, но останется в голове у читателя как картина, мимо которой ходишь в сознании и не знаешь, зачем она тут и что значит... Хочется уйти от этого повествования, забросить его и окунуть голову во что-то другое, и отбросишь, и окунёшь, но потом осознаётся, что никуда ты из этой прозы уже не денешься. Ты — в ней со всеми ушами, глазами и осознанием себя, и вне неё тебя, собственно, нет. И снова возвращаешься, потупив голову, к этим страницам, и трёшь себя по строчкам, как морковь по тёрке, переменяясь в совсем другую субстанцию и переползая таким образом в новые времена. И это прогресс. Но Нагорный дальше ушёл... Он понял некую инобытийную безысходность... И тут я понимаю себя, своё поколение: мы социальны. Мы валим беды свои на общество. Мы стремились переменить его, а Нагорный перерос социальность. Он встал в другое измерение и решает совсем другие задачи, имя которым общечеловечность. Он в мире начинает жить и в Космосе, а мы не выползали из государства...»

Михаил Письменный, писатель, переводчик, редактор отдела прозы журнала Союза писателей Москвы «Кольцо А»

 

«Авторский слог — второй главный герой после титульного персонажа. Нагорный экспериментирует со словами с лёгкостью и азартом Теслы в лаборатории... Иные душат кириллицу в руках, а автор душит воздушного змея в небе, упиваясь свежим ветром и отсутствием границ в вышине... Если сказать проще, то знаменитый пятиэтажный слог Джойсаэто "мама мыла раму". Слова и предложения здесь бесстыдно и красиво скрещиваются друг с другом, обнажая свою суть и вгоняя читателей в ализариновую краску... Ох, не завидую я тем энциклопедистам, которые будут переводить "Флёр" на иностранные языки. Уж слишком много русского в книге!»

Алексей Филиппов, «Литературная Россия»

 

«Наконец, нечто новое в отечественной романистике. Довольно трудно подыскать точное название этому направлению, но я бы определил его как "виртуальный роман". А за образец взял бы книгу Глеба Нагорного "Флёр", с подзаголовком "роман-файл". Флёр — это не только шёлковая ткань, но ещё и, по другому толкованию, — пелена, мешающая ясно видеть что-либо. Такова и вся книга, словно сотканная из виртуальных нитей, собранная из компьютерных файлов. Написана она талантливо, спору нет, у автора как-никак три высших образования, он профессиональный драматург, предлагающий читателю свою, внутрикомпьютерную, модель мироздания. Фантастический файловый мир одного, отдельно взятого процессора, удивительно напоминающий наше реальное человеческое общество...»

Александр Трапезников, прозаик, литературный критик, «Литературный меридиан»

 

«Читала роман маленькими порциями, потому что это не то чтение, которое глотается десятками страниц. Надо было сначала въехать в причудливый мир, принять правила игры, и тогда чтение становилось увлекательным, и любопытно было, куда вся эта история вырулит. Не вспомню ничего похожего из того, что читала, но литературные ассоциации все равно возникли. Прежде всего, с самой удивительной "Розой мира" Даниила Андреева. Хотя Нагорный сочинил свой мир, а Андреев полагал свой — реальным, невероятные персонажи в обеих книгах ЖИВЫЕ... С Даниилом Андреевым я нашла одно сходство, но важное для моей читательской души: существа, которых вроде и в природе нет, выписаны так, что производят впечатление живых, полнокровных. Бог знает, кто они есть на самом деле, но мысли и поступки у них человеческие. А это делает их понятными... Книга кинематографична, и я легко представляю, как бы это сняли, например, Земекис, Лукас или Кэмерон с их фантазией и техникой Голливуда...»

Людмила Фрейдлин, театральный критик

«Если в двух словах, то первые же страницы этого произведения отправили меня в ту плоскость искусства, где обитают фильмы Бертрана Блие и некоторые книги братьев Стругацких. То ли абсурд, то ли зашифрованная философская притча, то ли пазл, где слова надо правильно совместить с мыслями, а мысли с сюжетом. Если подробнее, то эта книга — игра. Не случайно автор указывает, что написал не просто роман, а роман-файл... "Флёр" — это построенный в книге мир компьютера, где живут фактически люди... Фантастическая придумка... Обычно моё воображение при чтении включается само собой, потому что всё предсказуемо, а у Глеба Нагорного такой мир, где всё непредсказуемо...»

Андрей Ветер, писатель, художник, режиссёр

 

«Роман "Флёр" Глеба Нагорного необычная, удивительная, захватывающая история, впервые так изящно изложенная о скрытой и в чём-то таинственной жизни процессора компьютера!.. Фантазия автора романа зашкаливает за пределы мыслимых выдумок, сюжет динамичен, с неожиданными событийными поворотами, набор героев романа разнообразен, конфликтен между собой. И, конечно, одной из сильных сторон автора — это владение чувством юмора, заложенного в выпуклых характерах героев и порой грустных, парадоксальных  ситуациях. Роман "Флёр" авантюрен по своей задумке и близок сегодняшнему времени. Глебу Нагорному удалось посмотреть на тривиальные вещи неожиданным, свежим взглядом, привлечь внимание требовательного читателя  к его, безусловно, талантливому роману "Флёр"».

Юрий Бутунин, первый секретарь, генеральный директор Гильдии драматургов России

 

«Неожиданный жанр сразу вовлёк меня в воспоминания: сначала появился в голове "НИИЧАВО", потом возник Мураками, но всё-таки Нагорный победил — любопытство постепенно взяло верх, появился интерес, герой и среда — цельная по форме, где это всё варится. Я не переносил события на нашу действительность, в чём и есть ценность романа, плюс литература, которая мне нравится...»

Анатолий Шикуля, доц., художник, сценограф

 

«Глеб Нагорный предлагает нам модель мироздания. Мы рассматриваем её со всех сторон, удивляясь новым значениям слов и нетривиальным мыслям, открывающимся за каждым поворотом замысловатого сюжета. Всё случающееся в фантастическом файловом мире одного отдельно взятого процессора катастрофически похоже на то, что происходит в нашем, человеческом обществе. И хотя часто — очень смешно, иногда — очень грустно… Но, как справедливо говаривал Марсель Пруст, радость полезна телу, печаль же воспитывает душу...»

Оксана Борисова, канд. филос. наук, доц., генеральный директор изд-ва «ОксиПресс»

Книжные иллюстрации

                                                                                © Ольга Логинова, Изд-во "ОксиПресс", 2009 г.

Журнальные иллюстрации

Глеб Нагорный

Tel: +7 (916) 227-94-28

E-mail: gleb-nagorny@mail.ru